Не каждый автомобиль в базовой комплектации оборудован литыми (легкосплавными) дисками. Чтобы максимально снизить стоимость авто, и тем самым привлечь потенциальных покупателей, изначально на автомобиль устанавливаются штампованные. В более продвинутой комплектации одна и та же модель может комплектоваться литыми, либо они могут быть установлены за дополнительную плату. Купить диски разных типов и разного диаметра можно только у доверенного продавца.
Многие автолюбители полагают, что литые диски более надежные. Но соответствует ли это мнение действительности?
Чем отличаются штампованные диски от литых
Основными критериями выбора колёсных дисков являются:
- Внешний вид.
- Практичность.
- Безопасность.
По мнению многих автовладельцев штампованные наиболее безопасны, но менее привлекательны. Другие считают, что легкосплавные диски гораздо практичнее штампованных, и могут служить гораздо дольше. Чтобы прояснить многие вопросы, для начала нужно изучить устройство обоих видов.
Литьё
Раньше в народе литые диски назывались "титановыми", но на самом деле эти элементы ходовой части сделаны из сплавов различных цветных металлов. Они изготавливаются по специальной технологии литья под давлением. Металл заливается в формы, а давление позволяет избежать образования раковин и микротрещин. Чаще всего для изготовления литых дисков используются следующие сплавы:
- алюминия;
- титана;
- магния.
Существует множество моделей литых колесных дисков, которые поистине являются произведением искусства. Благодаря стильному дизайну дисков автомобиль приобретает неповторимые очертания, которые подчеркивают не только стиль премиального авто, но и характер самого автовладельца. Литьё намного легче штамповки, но при этом прочностные характеристики "титановых" в несколько раз превышают характеристики штамповки. Качество литых колес напрямую зависит от материала, который используется при изготовлении.
Штамповка
Как правило, штампованные диски изготавливают из листового металла. Листы прогоняются через специальные прессы. Штампованный диск состоит из нескольких элементов, которые соединены между собой при помощи электродуговой сварки. Производство менее затратное и менее трудоемкое, нежели изготовление литья. Диски из листовой стали могут выдерживать большие нагрузки, а также легко справляются с незначительной деформацией. Если по каким-либо причинам штампованный диск погнулся, то его можно быстро вернуть в первоначальное состояние, используя нехитрые шиномонтажные приспособления. Повреждение же литого диска влечет за собой рихтовку и прокатку на специальном стенде, и не всегда удается вернуть легкосплавному диску первоначальную форму. Сплав – довольно хрупкий, и в момент прокатки или рихтовки могут появиться трещины, которые можно удалить только при помощи аргоновой сварки.
Преимущества и недостатки литья и штамповки
Долговечность и практичность
Легкосплавные диски имеют довольно прочную конструкцию, и прочность таких колес достигается за счёт использования различных сплавов. Большинство сплавов разработаны для авиационной промышленности, но нашли применение и в автомобилестроении.
Штампованные диски менее прочные и служат не так долго, как литьё. Штамповка делается из высоколегированной стали, и этот материал способен выдерживать менее серьезные нагрузки, нежели сплав магния или титана. Штамповка также более подвержена деформации, чего не скажешь о литье.
Высокая прочность легкосплавных колес – не всегда хорошо. Литые диски более хрупкие, и могут получить серьезное повреждение при наезде на препятствие или после попадания в яму. Титановые колёса довольно сложно ремонтировать, а вот штамповка восстанавливается даже после серьезных повреждений.
Влияние на работу подвески
Колёса, которые собраны на легкосплавных дисках, легче своих штампованных собратьев примерно на 30%. Снижение веса позволяет продлить срок службы практически всем элементам подвески. Особенно это касается: ступичных подшипников, шаровых опор и сайлентблоков. Лёгкие колёса имеют меньшую инерцию, и легче переносят сильные удары. Титановые диски также позитивно влияют на управляемость транспортного средства.
Колёса на штампованных дисках также не лишены положительных моментов. Листовая сталь, из которой делают штампованные диски, обладает высокими пружинными свойствами, что позволяет нивелировать удары и вибрации средней силы. Использование штампованных дисков также положительно сказывается на работе ходовой части автомобиля, и такие колёса как нельзя лучше подходят для движения авто по бездорожью. В этой связи хочется напомнить, что литые диски нежелательно ставить на автомобили повышенной проходимости. Внедорожники лучше всего оборудовать колёсами на штампованных дисках.
Как диски влияют на работу тормозов
Использование литья положительно влияет на работу элементов тормозной системы. Это объясняется тем, что они обеспечивают более мощную вентиляцию системы тормозов, а, следовательно, и её охлаждение. Штампованные диски более закрытые, и обеспечивают меньший приток воздуха к элементам тормозной системы. Это нельзя назвать минусом, так как закрытые предотвращают попадание посторонних предметов на движущиеся детали системы тормозов, тем самым, увеличивая её эксплуатационный ресурс.
ORBIZ.by
|